08.03.2023
Родителям о ФОП ДО и обновленном ФГОС ДО
ВСЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБНОВЛЕННОМ ФГОС ДО
Любовь к Родине мы
прививаем через стихи и песни, к труду через элементарные поручения,
сотрудничество и личный пример!
Что изменилось в
Федеральной образовательной программе дошкольного образования в 2023 году и
каковы основные цели новой программы?
С 1 сентября 2023 года
все детские сады, в том числе частные, начали работать по-новому. Теперь
дошколят будут не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные
ценности, гражданскую активность и патриотизм.
Что такое ФОП ДО?
В сентябре 2022 года
президент подписал изменения в закон «Об образовании» и предложил создание
в стране единого образовательного пространства, которое будет учитывать
национальное многообразие и духовно-нравственные ценности жителей России. Проще
говоря, чтобы в Москве, Владивостоке, Красноярске и других регионах дошколята
получали равноценное и качественное образование с опорой на национально-культурные
традиции.
Уже спустя месяц
Министерство просвещения разработало проект, а в ноябре утвердило новую
Федеральную образовательную программу дошкольного образования - ФОП ДО. В ней
указаны базовые требования к объему, содержанию и результатам работы в
детсадах: какие методики использовать в процессе обучения и воспитания, сколько
времени отводить на те или иные мероприятия, какие навыки должны сформироваться
у ребенка к определенному возраста.
Что касается основного
ориентира, то предполагается, что с внедрением ФОП ДО упор будет сделан
на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации, а также
на приобщение к духовным и культурным ценностям российского народа.
Где посмотреть
актуальный текст ФОП ДО? Ознакомиться с приказом можно на сайте
Министерства просвещения России: там документ представлен в отсканированном
варианте. Если нужно воспользоваться поиском по нормативу, лучше обратиться к
текстовой версии документа: такая есть, например, на портале «Гарант». Также
специалисты Минпросвещения подготовили презентацию о ФОП ДО: она подойдет тем,
кому нужна краткая информация о новом документе.
Что изменилось в
программе 2023 года? Последний раз программа дошкольного образования
менялась в 2013 году, тогда был принят федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования - ФГОС ДО. Именно по нему до
сентября 2023 года работали детские сады. ФГОС ДО позволял каждому
учреждению выбирать программу дошкольного образования и даже создавать
собственную, сохраняя пропорции: 60% обязательная часть программы и 40% часть,
формируемая участниками образовательных отношений. ФОП ДО сохранила такую
возможность и детские сады могут ориентироваться на специфику национальных,
региональных и других условий. Новая программа во многом дублирует ФГОС.
Но содержательный раздел существенно расширился - он уточняет ключевые
подходы в дошкольном образовании и целевые ориентиры развития для каждого
возраста.
Расскажем об основных
новшествах, которые внесли авторы программы.
1.Заменили возрастные
группы на этапы по году рождения. Во ФГОС были прописаны нормативы
для возрастных групп: младенческий возраст - с двух месяцев до года, ранний - с
года до трех, дошкольный - с трех до семи лет. Новая программа предлагает
нормативы для каждого дошкольного возраста - год, два, три, четыре и так далее,
до поступления в школу. Предполагается, что это поможет точнее
адаптировать образовательный процесс к возрастным особенностям детской психики.
2.Расширили и
конкретизировали нормативы и требования для каждого возраста. Речь о пяти
образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие». Теперь для каждой возрастной группы
указаны задачи и методы педагогической диагностики, нормативы и результаты
работы.
3.Добавили список
литературы, музыки и мультфильмов, которые рекомендуется смотреть и обсуждать с
детьми. Для самых маленьких разработчики документа советуют малые формы
русского фольклора, русские народные сказки, детскую поэзию и прозу. Это
помогает детям погрузиться в мир культуры и истории России, развивать кругозор.
Для дошколят пяти-семи лет в списках
анимационных произведений есть как старые мультфильмы - «Мешок яблок», «Крошка Енот»,
«Маугли», так и современные - например, режиссера Хаяо Миядзаки «Мой
сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утесе». А еще мультсериалы «Смешарики»,
«Фиксики», «Монсики», «Оранжевая корова» и другие.
4.Дали перечень
основных государственных и народных праздников, которые рекомендуется включать
в план воспитательной работы. Наряду с Днем защитника Отечества,
Днем Победы и Днем государственного флага РФ дошкольников будут знакомить со
следующими праздниками: День российского кино, Международный день художника,
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской
битве. Воспитатели будут рассказывать детям об истории этих праздников и
объяснять, кому или чему они посвящены, проводить тематические мероприятия.
Например, перед Днем Победы дети могут делать из бумаги белых голубей,
разучивать военные песни, встречаться с ветеранами.
5.Прописали требования
к работе с особыми категориями детей. Программа предусматривает
поддержку детей с особыми образовательными потребностями через индивидуальные и
групповые занятия, развитие навыков и создание инклюзивной среды.
Коррекционно-развивающая работа направлена на ребят, обучающихся по
индивидуальному плану на основании медицинского заключения, а также детей
мигрантов, у которых есть трудности с пониманием русского языка.
6.Указали требования к
образовательному процессу и режиму дня. Речь о продолжительности занятий,
сна, прогулок, свободной игры и даже о перерывах на гимнастику, а также о
дневной суммарной образовательной нагрузке.
Главная
цель федеральной программы дошкольного образования - разностороннее развитие
дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе
программы - духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и
национально-культурные традиции.
Чтобы
достигнуть этой цели, перед воспитателями и педагогами стоит много задач. Вот
основные:
-приобщать детей к
базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность и другие.
-охранять и укреплять
физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное
благополучие;
-обеспечивать развитие
физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей;
-обеспечить
психолого-педагогическую поддержку семьи, а также повышать компетентность
родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления
здоровья детей.
Какие ценности
прививают детям? Теперь работа в дошкольном учреждении строится на
принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа
и соответствуют возрасту детей. Перечислим направления воспитания, которые
предусматривает ФОП ДО:
Патриотическое
направление. В основе - любовь и уважение к своей стране, малой родине,
ощущение принадлежности к своему народу. Малышам до трех лет будут
рассказывать, что такое Родина, учить проявлять привязанность к близким людям,
бережно относиться к живому. В детях от шести лет начнут воспитывать
патриотические чувства, уважение к Родине, а также к представителям разных
национальностей и культур. Познакомят с гимном и Конституцией РФ.
Духовно-нравственное
направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие
поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное
поведение.
Трехлетних малышей
научат проявлять сочувствие и делать добрые дела. К семи годам ребенок должен
уметь отличать хорошее от плохого, уважать семейные и общественные ценности. А
еще - принимать правильные моральные решения и при необходимости просить совета
у взрослых.
Социальное воспитание направлено на
формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие
навыков сотрудничества, а также культуры поведения.
К трем годам малыш
обычно умеет радоваться, когда его хвалят, и грустить, когда его критикуют.
Интересуется другими детьми и способен играть с ними без конфликтов. К
завершению программы дошкольников научат отвечать за свои действия, уважать
различия между людьми, культурно общаться, уметь слушать и взаимодействовать с
другими - будь то взрослые или дети.
Познавательное
воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать
и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе
самостоятельность.
К трем годам ребенок
любознателен и активен. Его интересует все, что происходит вокруг. В семилетках
будут пробуждать интерес к различным формам самовыражения, включая творческие:
быть активным и инициативным в учебе, игре и жизни в целом.
Физическое и
оздоровительное направление приобщает к здоровому образу жизни. Оно также
включает умение заботиться о себе и соблюдать правила
безопасности.
Трехлетний ребенок начнет осваивать азы здорового образа жизни, такие как
физические упражнения, утренняя гимнастика и личная гигиена. К завершению
программы его научат заботиться о своем здоровье и понимать важность физической
активности, познакомят с некоторыми видами спорта и заинтересуют подвижными
играми.
Трудовое направление помогает
формировать ответственность, самостоятельность и стремление приносить пользу
людям через труд.
Согласно документу,
трехлетнего ребенка воспитатели будут учить поддерживать порядок вокруг себя,
стремиться помогать старшим, выполнять доступные ему задачи. Семилетний должен
понимать, что труд важен и в семье, и в обществе, а также уважать труд других.
Эстетическое
воспитание развивает правильное отношение к красоте в разных проявлениях. Оно
воспитывает художественный вкус и обогащает личность ребенка через искусство и
красоту окружающего мира.
Трехлетний ребенок
должен интересоваться красотой того, что его окружает, а также проявлять
способности к разным видам творчества. Выпускник детского сада - воспринимать и
чувствовать прекрасное в повседневной жизни, в природе, в поступках других
людей и в искусстве.
Что в итоге? Внедрение ФОП
дошкольного образования должно дать детям в разных регионах страны равный
доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и
развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно
способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.