1.2.Положение разработано в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-03 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Порядка проведения самообследования образовательной организацией,
утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня
2013 г. №462;
Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования».
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2017 г. № 1218.
1.3.Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности ДОУ.
1.4.Самообследование проводится образовательным учреждением ежегодно.
1.5.Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
- планирование и подготовку работ по самообследованию ДОУ;
- организацию и проведение самообследования в ДОУ;
- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
- рассмотрение отчета органами коллегиального управления ДОУ, к
компетенции которого относится решение данного вопроса.
1.6.Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для
его проведения, определяются ДОУ в порядке, установленном настоящим
Положением.
1.7.Результаты самообследования ДОУ оформляются в виде отчета,
включающего аналитическую часть и результата анализа показателей
деятельности ДОУ, отчетным периодом является предшествующий
самообследованию календарный год.
1.8.Размещение отчета на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет», и
направление ею Учредителю осуществляется не позднее 10 апреля текущего
года, отчет подписывается директором ДОУ и заверяется печатью.
2. Планирование и подготовка работ по самообследованию образовательного
Учреждения.
2.1. Директор ДОУ издает приказ о порядке, сроках проведения
самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее
Комиссии).
2.2.Председателем Комиссии является директор ДОУ, заместителем
председателя Комиссии является заместитель директора.
2.3.Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
- представители коллегиальных органов управления ДОУ;
- при необходимости представители иных органов и организаций.
2.4.При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии
проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии,
на котором:
- рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
- за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы ДОУ,
подлежащее изучению и оценке в процессе самообследования;
- уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе
самообследования;
- председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даётся развёрнутая
информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе
самообследования, о месте(ах) и времени предоставления членам Комиссии
необходимых документов и материалов для проведения самообследования, о
контактных лицах;
- определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на
Комиссии результатов самоообследования.
2.5.Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании
определяет:
- порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками ДОУ в
ходе самообследования;
- ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать
координацию работы по направлениям самообследования, способствующее
оперативному решению вопросов, возникающих у членов Комиссии при
проведении самообследования;
- ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования ДОУ
в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа
показателей деятельности школы, подлежащего самообследованию.
2.6. В план проведения самообследования в обязательном порядке включается:
2.6.1.Проведение оценки:
- организации образовательной деятельности,
- системы управления ДОУ,
- содержания и качества подготовки к ш
- качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного
обеспечения, материально-технической базы,
- функционирования внутренней системы оценки качества образования.
2.6.2.Анализ показателей деятельности ДОУ, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.Организация и проведение самообследования в образовательном
Учреждении.
3.1.Организация самообследования в ДОУ осуществляется в соответствии с
планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии.
3.2.При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и
оценка включённых в план самообследования направлений и вопросов.
3.3.При проведении оценки и организации образовательной деятельности:
3.3.1.Даётся общая характеристика ДОУ:
- полное наименование образовательного Учреждения, адрес, год ввода в
эксплуатацию, с какого года находится на балансе Учредителя, режим работы
ДОУ;
- мощность образовательного учреждения: плановая/фактическая; комплектование групп: количество групп, воспитанников; порядок приёма и
отчисления воспитанников;
3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих
документов:
- лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков
действия и контрольных нормативов);
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр
юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- Устав ДОУ;
- локальные акты, определённые Уставом ДОУ (соответствие перечня и
содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота,
целесообразность);
- свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления
имуществом;
- свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного
пользования на земельный участок.
3.3.3.Представляется информация о документации ДОУ:
- наличие основных федеральных, региональных нормативно-правовых актов,
регламентирующих работу ДОУ;
- договоры ДОУ с родителями (законными представителями)
- Программа развития ДОУ;
- учебный план ДОУ;
- календарный учебный график;
- годовой план работы ДОУ;
-рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов
ДОУ (их соответствие основной образовательной программе);
- расписание непосредственной образовательной деятельности;
- отчёты по итогам деятельности ДОУза прошедшие годы;
- акты готовности ДОУ к новому учебному году;
- документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их
соответствие установленным требованиям;
3.3.4.Представляется информация о документации образовательного
учреждения, касающейся трудовых отношений:
- книга учёта трудовых книжек работников, личные дела работников;
- приказы по кадрам, книга регистрации приказов по кадрам;
- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым
договорам;
- коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
- правила внутреннего трудового распорядка;
штатное расписание ДОУ (соответствие штата работников установленным
требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом);
- должностные инструкции работников;
- журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления образовательного учреждения:
3.4.1 .Даётся характеристика и оценка следующих вопросов:
- характеристика сложившейся в ДОУ системы управления;
- перечень структурных подразделений ДОУ, оценка соответствия имеющейся
структуры установленным законодательством об образовании компетенциям
образовательной организации, а также уставным целям, задачам, и функциям
ДОУ;
- органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена
управленческая система ДОУ;
- режим управления ДОУ (в режиме функционирования, в режиме развития,
опережающее управление, проектное управление и т.п.);
содержание протоколов органов коллегиального управления образовательного
учреждения, административно-групповых совещаний при директоре ДОУ;
- планирование и анализ учебно-воспитательной работы;
- состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной
программы ДОУ, рабочих программ педагогов (планов воспитательнообразовательной работы), рекомендации и их реализация;
- полнота и качество приказов директора ДОУ по основной деятельности, по
кадрам;
- порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся
прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых,
частота обновления, принятие новых);
3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в
учреждении системы управления, а именно:
- как организована система контроля со стороны руководства ДОУ и насколько
она эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам
образовательных отношений;
- как организована система взаимодействия с организациями-партнерами
(наличие договоров об аренде, сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании
услуг и т.д.) для обеспечения образовательной деятельности;
- какие инновационные методы и технологии управления применяются в
образовательном учреждении;
- использование современных информационно-коммуникативных технологий в
управлении образовательным учреждением;
- оценивается эффективность влияния системы управления на повышение
качества образования;
3.4.3. Даётся оценка обеспечению координации деятельности педагогической
службы ДОУ;
3.4.4. Даётся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана
работы с неблагополучными семьями; социальный паспорт
образовательного учреждения, в т.ч. количество воспитанников из социально
незащищённых семей; 3.4.5. Даётся оценка организации взаимодействия семьи
и ДОУ:
- организация информирования родителей (законных представителей)
воспитанников о правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях
и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования;
- наличие, качество и реализация планов работы и протоколов Управляющего
совета, родительских комитетов групп; общих и по групповых родительских
собраний,;
-обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных
нормативных документов;
- содержание и организация работы сайта ДОУ.
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников:
3.5.1.Анализируются и оцениваются:
- Программа развития ДОУ;
- образовательные программы: характеристика, структура образовательных
программ, аналитическое обоснование программ, основные концептуальные
подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного
процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации
образовательных программ;
- механизмы определения списка методической литературы, пособий,
материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной
и методической литературы, рекомендованных или допущенных к
использованию в образовательном процессе;
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том
числе:
- характеристика демографической и социально-экономической тенденции
развития территории;
- анализ социального состава родителей, характеристика семей (социальный
паспорт ДОУ);
- даётся характеристика системы воспитательной работы образовательного
учреждения (является ли воспитательная работа системой, а не формальным
набором мероприятий; какие из направлений воспитательной работы
реализуются в учреждении; наличие специфичных именно для данной ДОУ,
форм воспитательной работы);
- мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного
процесса, проводимые ДОУ совместно с другими образовательными
учреждениями и учреждениями культуры;
- создание развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями программ
дошкольного образования.
- обеспеченность играми, дидактическим материалом;
- наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала, спортивной
площадки, групповых комнат и оборудования;
- результативность системы воспитательной работы;
3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в
том числе:
- программы дополнительного образования;
- наличие необходимых условий, материально-технического, программнометодического, кадрового обеспечения для реализации программ
дополнительного образования;
- направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
- охват обучающихся дополнительным образованием;
- анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников
образовательных отношений о деятельности ДОУ, в том числе:
изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном
учреждении, указать источник знаний о них;
- анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей
(законных представителей) обучающихся, других заинтересованных лиц;
анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование,
другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных
отношений, периодичность использования таких методов;
- меры, которые были предприняты по результатам опросов участников
образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер;
3.5.5.Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки обучающихся, в
том числе:
-наличие Положения о системе мониторинга результатов \ освоения
образовательных программ
- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников
федеральным государственным требованиям (требованиям ФГОС);
- достижения обучающихся по сравнению с их первоначальным уровнем;
достижение целевых ориентиров образования в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта;
- результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития
обучающихся.
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и
оцениваются:
- учебный план ДОУ, его структура, характеристика; выполнение;
- анализ нагрузки обучающихся;
- календарный учебный график ДОУ;
- расписание непосредственной образовательной деятельности;
- анализ форм работы с обучающимися, имеющими особые образовательные
потребности;
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения,
развитию познавательной активности и интересов обучающихся;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей,
учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и
оценивается:
- профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников,
имеющих высшее (среднее специальное) образование; количество
педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не
имеющих квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет,
свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения
повышения квалификации;
-количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих
учёную степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды;
- доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
- движение кадров за последние пять лет;
- возрастной состав;
- работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных
документов);
- творческие достижения педагогов;
- система работы по повышению квалификации и переподготовке
педагогических работников и ее результативность;
формы повышения профессионального мастерства; \
- укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами;
- потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и
количества планируемого увеличения штатов);
- порядок установления заработной платы работников ДОУ, в т. ч. надбавок к
должностным окладам, порядка и размеров стимулирующих выплат; заработная
плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты труда;
- состояние документации по аттестации педагогических работников:
нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в
трудовых книжках.
3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения
анализируется и оценивается:
- система методической работы ДОУ (даётся её характеристика);
- оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим
перед ДОУ, в том числе в образовательной программе;
- формы организации методической работы;
- влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост
методического мастерства педагогических работников;
- работа по обобщению и распространению передового опыта;
- наличие в ДОУ публикаций методического характера, материалов с
обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать
конкретно);
- использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч.
дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по
внедрению новых технологий и методик в учебный процесс);
- количество педагогических работников ДОУ, разработавших авторские
программы, утверждённые на федеральном и региональном уровнях.
3.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного
обеспечения анализируется и оценивается:
- обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;
- обеспечено ли образовательное Учреждение современной информационной
базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный
каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.);
- востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
- наличие сайта ДОУ (соответствие установленным требованиям);
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности
образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации
в СМИ, на сайте образовательного учреждения, информационные стенды
(уголки), выставки, презентации и т.д.);
3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы
анализируется и оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
- уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
- соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося;
- площади, используемые для образовательного процесса (даётся их
характеристика);
- сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
- сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
- сведения об обеспеченности мебелью, инвентарём, ТСО;
- данные о проведении ремонтных работ в ДОУ (освоение бюджетных средств);
- меры по обеспечению развития материально-технической базы;
- мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2.Соблюдение в общеобразовательном учреждении мер противопожарной и
антитеррористической безопасности, в том числе:
- наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения,
тревожной кнопки, договоров на обслуживание с соответствующими
организациями;
- акты о состоянии пожарной безопасности;
- проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3.Состояние территории ДОУ, в том числе:
- состояние ограждения и освещение участка;
- наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к
образовательному учреждению;
3.11. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки
качества образования:
3.11.1.Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в
соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от
5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы
образования»;
3.11.2. Анализируется и оценивается:
- наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней
системы оценки качества образования;
наличие ответственного лица - представителя руководства образовательного
учреждения, ответственного за организацию функционирования внутренней
системы оценки качества образования;
- план работы ДОУ по обеспечению функционирования внутренней системы
оценки качества образования и его выполнение;
информированность участников образовательных отношений о
функционировании внутренней системы оценки качества образования в ДОУ;
проводимые мероприятия внутреннего контроля в ' рамках функционирования
внутренней системы оценки качества образования;
- проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
3.12. Анализ показателей деятельности ДОУ, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями,
установленными федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4.0бобицение полученных результатов и формирование отчета
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с
утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу,
ответственному за свод и оформление результатов самообследования ДОУ, не
позднее чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии
результатов самообследования.
4.2. Лицо ответственное, за свод , и оформление результатов самообследования
ДОУ, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта,
включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности учреждения, подлежащего самообследованию (далее Отчёт).
4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором
происходит предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные
вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной
информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам
самообследования.
4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и
замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для
окончательного рассмотрения Отчёта.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования
итоговая форма Отчёта направляется на рассмотрение органа коллективного
управления ДОУ, к компетенции которого относится решение данного вопроса.
5. Ответственность
5.1. Заместитель руководителя образовательного учреждения, руководители
структурных подразделений, педагогические работники несут ответственность
за выполнение данного Положения в соответствии требованиями
законодательства.
5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению
является руководитель образовательного учреждения или уполномоченное им
лицо.